Тормозные диски автомобилей изнашиваются из-за взаимодействия с фрикционным материалом тормозных колодок. Как скоро они выйдут из строя, зависит от многих факторов, среди которых и манера вождения, и дорожные условия, интенсивность воздействия дорожных реагентов и грязи. Большое значение имеет правильная работа тормозной системы, а также вид и качественные характеристики дисков.
Рассмотрим, как можно определить, что пришла пора заменить тормозные диски и колодки. Сделать это крайне важно вовремя, чтобы избежать проблем на дороге и обеспечить безопасное дорожное движение автомобиля.
Как определить, что диски изношены
Как и любые детали авто, тормозные диски выходят из строя в процессе эксплуатации автомобиля. За их состоянием стоит пристально следить, потому что не всегда со стороны можно понять, что пришло время их замены. Явными признаками поломки этих элементов будут выступать следующие:
- Появляются вибрация или рывки во время торможения автомобиля — такое происходит, когда диски износились неравномерно, какой-то может перекоситься или стать деформированным. В этих случаях рекомендуют срочно проверить исправность тормозных колодок.
- Водитель стал чувствовать, что педаль “проваливается” — это признак разнообразных неполадок, причины которых нужно диагностировать и устранять в обязательном и даже срочном порядке.
- При движении автомобиля руль “бьет” — в этом случае могли выйти из строя как тормозные колодки, так и диски.
- Когда автомобиль притормаживает, появляется характерный свист, который сигнализирует об износе или повреждении тормозных колодок, что губительно для состояния дисков.
При появлении любого из данных симптомов необходимо обратиться в надежный автосервис или самостоятельно провести диагностические мероприятия — проверить тормозную систему, как правило, причина заключается в одном из ее компонентов.
Существует ли величина допустимого износа дисков
Водители часто интересуются, какой диск можно считать изношенным, в чем измеряется изношенность, почему нельзя использовать диски после определенных следов эксплуатации, почему езда на таких дисках считается небезопасной.
Дело в том, что есть показатель разрешенного износа тормозного механизма, превышение которого грозит риском поломок на дороге или даже попадания в дорожно-транспортное происшествие. Чем выше будет скорость, на которой передвигается автомобиль в момент поломки, тем плачевнее может быть результат такой поездки.
Информация о минимально допустимой толщине может быть указана на ободке, например, MIN TH 16 mm (минимально допустимая толщина 16 мм). Эта информация может быть указана и на торце. Если же не обращать внимание на эти значения, то критической ситуацией станет, когда в процессе торможения водитель почувствует рывки. Это означает, что нужно срочно обращаться на станцию технического обслуживания. Величиной допустимого износа считается 1–1,5 мм, предельной величиной будет степень 2–3 мм — в этом случае нужно оперативно заменить деталь, иначе езда становится небезопасной.
Барабанные тормозные диски изнашиваются по-другому: они не уменьшаются, наоборот, увеличивается их внутренний диаметр. Как правило, максимально допустимое значение колеблется от 1 до 1,8 мм.
Как определяется износ дисков

Измерить степень износа тормозных дисков можно с помощью микрометра или штангенциркуля (обычного или специализированного, применяемого в автосервисах). На крайний случай может подойти обычная линейка. Необходимо измерить, сколько составляет толщина в нескольких участках вдоль окружности диска (обычно от 5 до 8 бывает достаточно). Если значения будут различаться, то это будет обозначать искривление или неравномерное стирание диска. В этом случае стоит провести диагностику, чтобы выяснить причину такой деформации, и заменить деталь.
Как проверить
Проверка износа тормозных дисков происходит в следующем порядке:
- Снимается колесо с автомобиля.
- Если проверяется исправность задних барабанов, то проводится демонтаж всего тормозного механизма.
- Ищется информация об изначальной толщине имеющихся дисков — на самой детали или в сопроводительной документации.
Величина предельного износа
Предельный износ — величина, различная для разных моделей транспортных средств, зависящая от размеров дисков и мощности автомобиля. Легковой транспорт обычно имеет разрешенный износ 3–4 мм, и от 1,5 до 2 мм, если речь идет о разных плоскостях (внутренней и наружной).
Определение износа состоит из замера толщины обеих плоскостей и размера бортика, последующей сверки полученных значений с изначальными.
Стоит особо подчеркнуть, что если заменяются диски, то производится и замена колодок, вне зависимости от их состояния.
Возможные причины выхода из строя дисков
Водителей, которые заботятся о своем автомобиле, интересует, как можно продлить срок службы тормозных дисков. Рассмотрим наиболее распространенные факторы, ускоряющие износ дисков:
- резкие торможения — при экстремальной манере вождения диски изнашиваются быстрее;
- условия эксплуатации — сюда относятся в том числе дорожные условия;
- автоматическая коробка передач — практика показывает, что на “механике” колодки и диски служат дольше;
- качество — обычно такие диски дороже, но и служат дольше дешевых некачественных деталей;
- состояние тормозной системы — если она исправна, диски будут служить дольше;
- вид и вес транспортного средства — тормозная система грузового транспорта считается усиленной, диски выдерживают большой вес и служат долго;
- тип диска — сплошной будет изнашиваться быстрее, с наличием насечек и перфорацией — медленнее;
- расположение — передние диски изнашиваются быстрее, чем задние.
Чтобы быть уверенным в хорошем состоянии тормозной системы дисков, необходимо осматривать их состояние каждые 50 тысяч километров, даже если нет никаких признаков дефектов. Обычный срок службы дисков — менее 120 тысяч километров.
В чем причина неравномерного износа

Часто автовладельцы замечают неравномерный износ тормозных дисков. К этому могут привести следующие причины:
- неправильный монтаж тормозных дисков или колодок;
- плохое качество дисков;
- элементы подверглись коррозии;
- попадание грязи из-за повреждения защитных пыльников суппорта.
Проверка износа тормозных дисков — один из пунктов обязательных профилактических работ для любого автомобиля. Цель — диагностика неисправностей, дефектов, в случае необходимости – замена дисков одновременно с колодками.

























































































































